- Закономерность и случайность. Часть третья
- Американо-японский модный бренд «Kejo»
- Что предлагает гемблерам онлайн-казино Riobet?
- Русские испанцы #04. Павел-Франциско
- «Барса-Кельмесский» заповедник как научное учреждение
А что у нас делается с картами?
Просмотрев библиографию ведомственных изданий за несколько последних лет, не нашел ни одной статьи, содержащей какую-либо оценку современного состояния картографического обеспечения транспортного флота СССР.
Десятки статей посвящены техническим средствам навигации и навигационным комплексам. Обобщаются результаты научных исследований, конструкторских разработок, различного рода испытаний приемоиндикаторов спутниковых и радионавигационных систем, предназначенных для определения места судами в любом районе и при любых условиях видимости, технических средств для определения места судами в любом районе и при любых условиях видимости, технических средств для определения места по визуальным ориентирам, курсоуказателей, лагов и автосчислителей координат, обеспечивающих счисление пути между обсервациями. Авторы статей рассматривают характеристики навигационных приборов, особенно выделяя свойственные каждому техническому средству погрешности и ограничения, и... наглухо замолкают перед заключительной операцией ради которой, собственно, и создается вся эта аппаратура: перед навигационной прокладкой на картах.
Повышению безопасности мореплавания в Минморфлоте посвящена комплексная отраслевая программа научно-исследовательских и проектноконструкторских работ. В этой программе предусмотрены совершенствование правил и положений, регулирующих вопросы обеспечения безопасности мореплавания, совершенствование спасательных средств, создание и обеспечение эффективного использования технических средств навигации и многое другое, но даже не упомянуты навигационные карты. Нет упоминания о картах и в Дополнении к отраслевой программе, разработанном после гибели «Адмирала Нахимова». Наконец, ни слова не говорится о картах и в проекте новой отраслевой программы того же назначения на 90-е годы.
Основная причина такого небрежения видится в том, что картографическое производство — весьма специфическая область народнохозяйственной деятельности — в Советском Союзе исторически находится в руках Министерства обороны. Военные не только издают карты для себя и гражданских потребителей (такая практика, кстати, во многих странах), они и диктуют содержание карт. Только они решают, что нужно показать на картах «своим», что можно показать «нашим» и без чего нельзя обойтись «им». Отсюда произошли те четыре класса навигационных карт — секретные, для служебного пользования, открытые и «инфлотовские» (для иностранцев), которые издаются Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны (ГУНиО МО), каждый класс со своими корректурными документами.
Положение в недавнем прошлом усугублялось присущими всем отраслям планированием «от достигнутого» и гигантоманией. Помнится выступление на одном из совещаний начальника ГУНиО МО, который сообщил, что коллекция советских навигационных карт достигла 8000 адмиралтейских номеров и вдвое превышает коллекцию США. Адмирал умолчал при этом, что гигантская коллекция не обеспечивается должной бумажной, картосоставительской и полиграфической базами. А ведь издание карт на низкокачественной бумаге оказывает негативное влияние на точность навигационной прокладки; отсутствие оперативности в переиздании карт многократно увеличивает объем ручной корректуры, выполняемой на судах помощниками капитанов вне ходовых вахт.
Положение с тех пор не очень-то улучшилось. Картографическая бумага и полиграфическая база остались практически на «достигнутом уровне». Остались и все четыре класса навигационных карт. В наше время отказа от военного противоборства, укрепления доверия между государствами, всемирных геодезических систем координат и всевидящих спутников военные все еще не хотят отказаться хотя бы от грифа «Для служебного пользования» на картах, предназначенных для гражданских судов. Огромные бонусы от главного онлайн-казино рунета по ссылке .